Профессиональный стандарт педагога — это документ, который устанавливает определённые требования к квалификации педагога (учителя, воспитателя) для осуществления педагогической деятельности. Например, в России действует профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённый приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н.
Цели
Введение профессиональных стандартов педагога направлено на:
- Определение необходимой квалификации педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребёнка.
- Обеспечение подготовки педагога для получения высоких результатов его труда.
- Обеспечение осведомлённости педагога о предъявляемых к нему требованиях.
- Содействие вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Структура
В профессиональном стандарте педагога обычно четыре раздела:
- Общие сведения о профессии — наименование вида профессиональной деятельности и основные сведения о нём.
- Описание трудовых функций — функциональная карта деятельности, всем трудовым функциям соответствуют определённые квалификационные уровни или подуровни.
- Характеристика обобщённых трудовых функций — более подробная характеристика каждой функции, а также основные требования к образованию и практическому опыту работы.
- Сведения об организациях-разработчиках — перечень организаций, разработавших документ.
Требования
Стандарт отражает структуру профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребёнка. Некоторые требования, изложенные в стандарте:
- Знание предмета и программы обучения.
- Умение планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность.
- Владение формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторными экспериментами, полевой практикой.
- Использование специальных подходов к обучению для включения в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании, одарённых, учеников, для которых русский язык не является родным, учеников с ограниченными возможностями.
- Умение объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
Применение
Положения профессионального стандарта педагога используются в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
- При приёме на работу — для определения квалификации работника.
- При аттестации — для определения соответствия занимаемой должности.
- При разработке должностных инструкций — для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям.
- При разработке штатного расписания — для определения наименования должностей.